Ella (mi_ze) wrote,
Ella
mi_ze

Categories:

О монументе Неизвестного на границе Европы и Азии

"Лейтенант Неизвестный Эрнст" (А. Вознесенский)

В 1990 году Неизвестный приехал в Свердловск. Он хотел поставить монумент на границе Европа-Азия. Монумент высотой пятнадцать метров должен был представлять два лица, европейское и азиатское, повернутые в противоположные стороны. Неизвестный заключил авторский договор о создании этого монумента. От гонорара в $700 тыс. долларов мастер отказался и передал всю сумму в фонд, который был обязан на эти деньги изготовить и установить скульптуру.
Скульптура так и не была установлена, а нам повезло - общество "Мемориал" организовало встречу с Неизвестным в большом киноконцертном зале "Космос", на берегу Верхисетского пруда.

Скульптор Эрнст Неизвестный родился и вырос в Свердловске, моем родном городе. Семья в городе была известной. Мы читали стихи его мамы, Беллы Дижур, его сестра работала на одном заводе с моим братом. Почему-то после отъезда Неизвестного в Штаты соответствующие органы их не беспокоили. Маме спустя долгое время все же удалось переехать к сыну, сестра так и работала на этом закрытом заводе.
После его отъезда по городу ходила байка - а может, правдивый рассказ - что когда ему запретили вывоз своих работ, он разобрал на мелкие части свою монументальную деревянную скульптуру и заявил, что везет дрова - "Имею право".

Когда Неизвестный приехал в Свердловск, в городе бушевала антисемитская организация, присвоившая себе название "Память". Помню скандал, который подняла эта "Память" по поводу постановки в оперном театре оперы - не то "Сказки о Золотом Петушке", не то "Садко" - забылось за дальностью времени. Эта "Память" усмотрела, что звезды на кокошниках хористок были не пятиконечные, а шестиконечные. Шум поднялся страшный. Саму оперу никто не обсуждал, но в газетах печатали оправдания главного художника, что, дескать, на Руси-таки были в те времена приняты не пятиконечные, а шестиконечные звезды. "Память" усматривала в этом кощунство. На всякий случай кого-то сняли - не то художника-постановщиа, не то саму оперу. На улицах стали появляться накачанные мальчики в футболках с изображением охваченной пламени церкви. Запахло погромами. Дочку в подземном переходе остановила компания молодчиков, чтобы объяснить ей, кто она есть. И я окончательно решила, что "ехать надо".

Разумеется, эта самая "Память " не могла пропустить встречу с Неизвестным. Из Штатов! Предатель-перебежчик! Еврей! Лепит какую-то дрянь, да еще хочет запачкать этим наш город!

Неизвестный вышел на сцену - такой куб мышц. Заговорил тихо и интеллигентно, рассказал о желании поставить монумент, о своей работе в Штатах.
Почти сразу с задних рядов начались выкрики, заготовленные заранее. "Ваши работы не нужны русскому народу!" "Русский народ их не понимает!" "Уезжайте в свою Америку!" "Не допустим установки!" "Вы русскому народу неинтересны!"
Неизвестный спокойно сказал: "А что же вы кричите издали? Выходите, пожалуйста, ко мне на сцену, я с удовольствием с вами поговорю."
После замешательства вышел их глава - кажется, если я правильно помню, по фамилии Васильев. Неизвестный настойчиво спрашивал, кто дал ему мандат говорить от русского народа? Васильев мялся.
- Если я неинтересен русскому народу - почему тогда билеты на встречу раскуплены задолго до начала? Почему зал полон?
- Ваши работы неугодны Богу!- выкрикнул последний аргумент Васильев.
- Это Он вам сказал? Вы с ним беседуете? Каким образом, по телефону? Не дадите ли мне номер, у меня к Нему есть несколько вопросов.
- Ну, идите, садитесь на место и не мешайте.
До сих пор у меня в глазах эта картинка - Неизвестный, слегка расставив ноги, прочно стоит на сцене. А щуплый человечек, сгорбившись, спускается с нее по ступенькам.

С тех пор прошло двадцать шесть лет. Рабочую трёхметровую модель монумента Неизвестный доставил из Нью-Йорка в Екатеринбург, деньги на изготовление и установку монумента передал в фонд. Но уральские чиновники по каким-то причинам работы так и не начали. А макет "Масок скорби" отнесли в подвал художественных фондов, где он, распиленный на части, пролежал 16 лет. В 2006 году после череды судов доверенное лицо Неизвестного, предприниматель из Челябинска Михаил Петров перевез модель монумента из Екатеринбурга в Челябинск, в областной краеведческий музей. С тех пор прошло еще десять лет.
Не исключено, что памятник, на который претендуют два крупнейших уральских города, будет установлен все-таки в Челябинске.
А в Екатеринбургском художественном музее Эрнста Неизвестного, который открыли в 2013 году, сейчас хранится другая модель "Масок скорби. Европа-Азия", высотой уже не в три, а в полтора метра. Её специально привезла из Нью-Йорка Анна Пастухова, подруга Неизвестного.

Для установки памятника городским меценатам Челябинска необходимо собрать 650 тысяч рублей. По словам заместителя директора Художественного фонда Екатеринбурга Сергея Лихачева, именно такая сумма требуется для реализации проекта.
О гонораре в $700 тыс. долларов, который мастер передал в фонд изготовления и установки скульптуры, никто уже не вспоминает.

Скульптор Эрнст Неизвестный скончался в Нью Йорке 9 августа 2016 года. Долгая и светлая ему память.

Материалы о монументе взяты из екатеринбургской прессы.
https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/888823/pieried_smiertiu_ernst_nieizviestnyi_miechtal_ustanovit_maski_skorbi_v_iekatierinburghie
Subscribe

  • Всем, кто заинтересовался Гийомом дю Вентре

    Виктор Рудаев (Иллинойс, США) написал статью на эту тему, где есть портреты Харона и Вейнерта и много стихов: МИСТИФИКАЦИЯ ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ…

  • Гийом дю Вентре, окончание

    Здесь почти все - цитаты из предисловия А.Симонова к книге Якова Харона "Прозаический комментарий к поэтической биографии". Итак, книга сонетов…

  • Гийом дю Вентре

    Как-то, бродя по интернету, я нашла сонеты французского поэта 17 века Гийома дю Вентре. Почитала, посочувствовала его судьбе изгнанника, разлученного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 21 comments

  • Всем, кто заинтересовался Гийомом дю Вентре

    Виктор Рудаев (Иллинойс, США) написал статью на эту тему, где есть портреты Харона и Вейнерта и много стихов: МИСТИФИКАЦИЯ ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ…

  • Гийом дю Вентре, окончание

    Здесь почти все - цитаты из предисловия А.Симонова к книге Якова Харона "Прозаический комментарий к поэтической биографии". Итак, книга сонетов…

  • Гийом дю Вентре

    Как-то, бродя по интернету, я нашла сонеты французского поэта 17 века Гийома дю Вентре. Почитала, посочувствовала его судьбе изгнанника, разлученного…