Ella (mi_ze) wrote,
Ella
mi_ze

Category:
Cегодня прочла страшный - действительно, очень страшный - рассказ.
Это - глава "Третья волна" из книги "Нет замены безумию" американского учителя Джонса Рона. По этой главе был поставлен фильи "Die Welle", Деннис Ганзель, 2008. Дословно - "Волна", в русском показе - "Эксперимент2". (Via nmoshina )

При изучении нацистской германии в школе один из учеников задал вопрос.
- Как могли жители Германии утверждать, что они не знали о массовых расправах над евреями? Как могли горожане, железнодорожные проводники, учителя, врачи притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и истреблении людей? Как могли соседи или даже друзья еврея говорить, что их не было рядом, когда это происходило?
Чтобы ответить на этот вопрос, учитель поставил эксперимент. И в четыре! дня превратил 200 человек в совершенно фашистское общество.
Как этого можно было добиться? Он рассказывает подробно.

http://www.odinvopros.ru/lib/jones_ron_01.php


Прежде всего - мое восхищение организацией уроков истории в американской школе. Думаю, не только в этой. Урок истории, где учитель может поставить эксперимент - как это удивительно для нас, зубривших даты из месяца в месяц.
Теперь - каким образом он это сделал. Четыре шага, четыре урока, четыре дня.

День первый -
"Сила в дисциплине"
Внедрение нерассуждающей дисциплины и единообразия поведения. При этом четкость и живость ответов оценивались важнее содержания. Учитель был поражен, как охотно приняли это ученики, пользующиеся до тех пор свободой поведения на уроке.

День второй -
"Сила в общности"
Объяснение связи между людьми, которые вместе работают и борются. Хоровое повторение вслух: "Сила в дисциплине, сила в общности". Ученики начали поглядывать друг на друга и почувствовали силу, которую давала принадлежность к группе. Каждый ощущал свои способности, и все были равны между собой. Они делали общее дело.
В конце урока создано общее для группы приветствие.

День третий
"Сила в действии" В этот третий по счету день н в классе было сорок три человека. Тринадцать учеников ушли с других уроков, чтобы принять участие в эксперименте.
Выданы членские билеты всем ученикам, которые хотели продолжать эксперимент.На трех билетах поставлены красные крестики и сообщено их получателям, что им дано специальное задание - сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса.
Лекция о значении действия. Дисциплина и общность не имеют смысла, если нет действия. Как прекрасно, когда человек принимает на себя полную ответственность за свои действия; так глубоко верит в себя и своих единомышленников или родственников, что готов на все -- лишь бы сохранить, защитить и продлить их жизнь.
В этот момент ученики стали без приглашения вставать и говорить слова, которые можно было расценить как выражения признательности. "Мистер Джонс, впервые я узнал столько нового". "Мистер Джонс, почему вы все время так не учите?" Учитель был потрясен! "Да, я вбивал в их головы информацию в очень строго регламентированной обстановке, но меня поражало то, что они чувствовали себя вполне комфортно и находили это приемлемым."
Разработано знамя Третьей Волны" (такое название дали своему движению). каждому выдано индивидуальное задание для развития движения.
К концу дня в орден было принято около двухсот учеников. Широко распространилось доносительство.
Учитель отмечает, что на этом этапе изменилось поведение нескольких лучших учеников. Те награды, которые они привыкли завоевывать, в условиях уравниловки и изменения обстановки просто перестали существовать. Интеллектуальные навыки, необходимые, чтобы задавать вопросы и рассуждать, больше не существовали. В военизированной атмосфере класса эти ученицы казались озадаченными и печальными. Посредственные ученики воспряли духом и нашли свое важное место в группе.

День четвертый
"Сила в гордости"
Учитель почувствовал, что он автоматически действует как диктатор. Он начал готовиться к свертыванию эксперимента. Снова и снова он ставил перед собой вопрос: закрыть эксперимент или позволить ему идти своим ходом. Оба варианта были неосуществимы, оба исключались.
В школе стало действовать настоящее гестапо. Эксперимент со скоростью взрыва разрастался во всех направлениях.
Лекция о гордости как подготовка к закрытию эксперимента.
Учитель потребовал, чтобы три ученицы, которые сомневались в Третьей волне, вышли из комнаты и назначил четырех конвоиров, которые должны были отвести девушек в библиотеку и не пускать их в класс в пятницу.
НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК не возразил.
Я не буду говорить, каким образом учитель на следующий день вышел из положения и показал своим ученикам ответ на вопрос, как могли немцы не замечать творившееся рядом зло. Ответ был в результатах эксперимента. Ученики получили урок - надеюсь, на всю жизнь. Но ведь их было только 200 человек...
Subscribe

  • Про Джойс

    Джойс - так уж получилось - стала моим единственным учителем английского в Канаде. Когда мы уезжали из России, мое знание английского ограничивалось…

  • ВЕСНУШКИ

    Фанечка стоит у окна и слушает, как поет соседский Йоська. Поет Йоська по-русски - oн учится в реальном, в городе. Фанечка тоже хотела бы в городе…

  • ЛЮБОВЬ И ШАДХЕН

    Продолжение 2 Начало http://mi-ze.livejournal.com/265434.html http://mi-ze.livejournal.com/265679.html Итак, креститься Лера раздумала. Максим…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Про Джойс

    Джойс - так уж получилось - стала моим единственным учителем английского в Канаде. Когда мы уезжали из России, мое знание английского ограничивалось…

  • ВЕСНУШКИ

    Фанечка стоит у окна и слушает, как поет соседский Йоська. Поет Йоська по-русски - oн учится в реальном, в городе. Фанечка тоже хотела бы в городе…

  • ЛЮБОВЬ И ШАДХЕН

    Продолжение 2 Начало http://mi-ze.livejournal.com/265434.html http://mi-ze.livejournal.com/265679.html Итак, креститься Лера раздумала. Максим…